| Выбор языка. | | Главная. || История. | |
Неолит
(общая характеристика)
Новокаменный век в Крыму приходится на V в, первую половину IV тысячелетия до н. э., заканчиваясь с появлением первых металлических изделий. Здесь эта эпоха сходна с мезолитом по типам поселений и кремневых орудий труда, которые по-прежнему носят микролитический характер. Новшество заключено, прежде всего, в появлении форм с поверхностью, сплошь обработанной ретушью. Важнейшим признаком эпохи является широкое использование глиняной посуды. Главными объектами охоты мезолитического населения в Крыму были те же копытные. Несколько увеличилась роль скотоводства и, по-видимому, появилось земледелие, выросшее из собирательства (найдены детали жатвенного ножа и мотыг). В Северном Причерноморье появились одомашненные овца и коза, заимствованные из Передней Азии. Однако основой хозяйства оставалась охота.
Неолитические поселения, как и мезолитические, открыты главным образом в Южном и Восточном Крыму. Интереснейшая часть горных стоянок расположена в гротах и навесах: Таш-Аир I, Замиль-Коба II, Шан-Коба, Алимовский Навес, слой II, Водопадный Грот и пр. Остальные памятники находятся под открытым небом, в частности, на яйлах Первой гряды Крымских гор; Ат-Баш и Балин-Кош, Аджи-Коба II, нижний слой Кая-Арасы, Зуя I, Койнаут и др. К открытому же типу принадлежат стоянки Керченского п-ва (Фронтовое I, Ленинское, Тасуново I, Луговое I) и Северного Крыма (Долинка, Алексеевская Засуха, Ишунь, Мартыновка). Поселения расположены вблизи речек или источников.
Неолитические культуры. И в культурно-этническом отношении крымский неолит близок к мезолиту. Различаются две главные группы памятников: горнокрымская и алексеевская - кукрекской культурной традиции. Горнокрымская общность памятников вместе с сурско-днепровской (в Над-порожье), ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской (в Прикаспии) составляет причерноморско-каспийскую культурную область.
Основой для периодизации горнокрымских памятников служит стратиграфия (взаимное расположение напластований) стоянки Таш-Аир I. Ее слой VI датируется ранним неолитом, a Va - поздним. В VI слое представлены сегменты с дугой на спинке в виде уплощаюшей ретуши и трапеции с ретушью, которая частично охватывает спинку. В слое же Va господствуют трапеции со струганной спинкой. В ранненеолитическом слое, наряду с костяными шильями, найденными и выше, обнаружены обломки роговых муфт от проушных мотыг, имеющих параллель в Замиль-Кобе II и ранних памятниках буго-днестровской культуры, а в слое Vа - костяная основа жатвенного ножа с кремневыми вкладышами.
Керамика раннего слоя была толстостенной (и, очевидно, остродонной) как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая посуда, изученная по стоянкам Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный Грот и Фронтовое I (слой I), - это яйцевидные сосуды, часто со слегка выраженной шейкой и приплюснутым сверху венчиком. В глиняное тесто добавляли толченые раковины, реже дресву (чтобы предотвратить трещины). Орнамент преимущественно лишен зональности и покрывает не всю поверхность сосуда, но иногда отмечается даже на венчике изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые или в виде мелких углублений, а под венчиком иногда наносились в ряд круглые ямки. Мотивами служат горизонтальные ряды косых линий, горизонтальные линии, зигзаги, косая сетка и пр.
Стоянки кукрекской культурной традиции, распространенные главным образом в Степном, а отчасти в Предгорном Крыму, обычно имеют компоненты кукрека и горнокрымской культуры, что свидетельствует о смешении двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться как отдельный алексеевский культурный тип, к которому относятся Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой), Тасуново I на Керченском п-ве.
В Долинке и I слое Фронтового I обнаружены фрагменты сосудов с "воротничком" (утолщением на венчике), украшенных зональным орнаментом. Такая керамика характерна для могильников мариупольского типа, распространенных в Приднепровье и Приазовье. На проникновение в Крым мариупольского населения может прямо указывать Долинский могильник, в большой яме которого захоронено около 50 умерших в вытянутом положении на спине, головами в противоположные стороны. В центре могильника покойники были положены ярусами. Многих в свое время посыпали охрой - символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганной спинкой и обычные, многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно, нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки.