| Выбор языка. | | Главная. || Города. | |
Инкерман – ранее посёлок, с 1976 года – часть Балаклавского района города Севастополя, располагается в устье реки Чёрной и Инкерманской долине. В 1976 году был переименован в Белокаменск, в 1990 году Инкерману возвращено прежнее название.
В переводе с турецкого инкерман означает "пещерная крепость" ("ин" - пещера, "кермен" - крепость). Действительно, в известняковых скалах вокруг Инкермана вырублено множество пещер – в давние времена обитатели здешних мест укрывались в них, когда им угрожала опасность, здесь были их храмы.
В Инкермане возвышаются руины крепости Каламиты, сооружённой в XIV – XV вв. (первые укрепления возникли ещё в VII в.). Она принадлежала средневековому княжеству Феодоро. В 1475 г. она была захвачена турками и перестроена.
Вблизи устья речки Чёрной были расположены три монастыря: небольшой – на левом берегу речки Чёрной в Каменоломенном овраге и два более крупных – на южном и западном склонах Монастырской и Загайтанской высот. Инкерманский пещерный монастырь находится на правом берегу реки Чёрной, в нижней части монастырской скалы. Сведений о нём в средневековье, к сожалению, нет, предполагают, что он возник в VIII – IX веках. Его главный храм Св. Климента (ранее Св. Георгия) назван в честь епископа Климента, сосланного в Инкерманские каменоломни римским императором Траяном в I в. и после утопленного в районе бухты Казачьей за распространение Христианства.
После выселения христиан из Крыма монастырь пришёл в запустение, а в середине XIX века был восстановлен и стал действовать под именем инкерманского скита святых Климента и Мартина. Тогда же появились наземные церкви, жилые дома, гостинный двор и хозяйственные постройки. Одновременно благоустраивались и расширялись пещерные храмы.
В монастыре было восемь церквей. Все они – и пещерные и наземные – сообщались между собой и с территорией крепости ходами и лестницей, высеченными в скале. В 1907 году построен храм Святого Николая – в память о Крымской войне.
Инкерманский скит существовал до 1926 года. Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах наземные постройки монастыря были разрушены, уцелели лишь пещерные храмы. Пострадала и крепость Каламита – от неё остались полуразрушенные стены и башни.
Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. Его основало местное население. О жизни крепости раннего периода сведений нет. Название её известно из морских карт генуэзцев XIV – XV веков.
Крепость Каламита защищала торговый порт Мангупского княжества – Авлиту. Впоследствии по её имени стал называться и порт.
В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалась портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Каламита становилась опасным конкурентом Кафы. Так, консул Кафы жаловался в Геную: "Мы говорим по отношению князя Феодора и братьев его, которые… вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы".
Во время военного столкновения Мангупского княжества с генуэзцами в 1433 году Каламита была опорным пунктом при захвате феодоритами Чембало. Но через год войска под командованием Ломеллино снова овладели Чембало, осадили и Каламиту, требуя её сдачи.
Защитники крепости согласились сложить оружие при условии, если ми сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошёл в крепость, она оказалась пуста. Ночью все её защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Однако после поражения Ломеллина под Солхатом Мангупские князья отстроили крепость.
В 1475 году турки захватили крепость и назвали Инкерманом. Один из сопровождавших русского посланника в 1635 году писал об Инкермане: "Живут в нём татары, греки и армяне. К тому же к городку с моря приходят корабли из разных стран". В XVI – XVII веках турки перестроили крепость применительно к новым условиям – для использования огнестрельного оружия. И владели Инкерманом до XVIII века.