| Выбор языка. | | Главная. || История. | |
Энеолит и бронзовый век
Ориентировочно со второй половины IV до начала тысячелетия до н.э. в Крыму длилась эпоха раннего металла или меди-бронзы, включающая энеолит и бронзовый век.
Энеолит. Название периода обозначает время, когда наряду с медными изделиями широко использовались кремневые. Медь поддается ковке, но отличается мягкостью, которая помешала ей полностью вытеснить изделия из кремня. Открытие меди произошло раньше, чем железа, так как она нередко встречается в природе практически в чистом виде.
Крыму своеобразные энеолитические стоянки, выявленные на Южном берегу, относятся к числу так называемых "раковинных куч", расположенных на морском побережье и включающих керамику с кремневым инвентарем (Ласпи I, Гурзуф, Жуковка и пр.). В отличие от мезолитических стоянок (среди которых расположенная на море, Ласпи VII), здесь скопления составляют не раковины наземной улитки (которые тоже встречаются), а, главным образом, створки морских моллюсков - мидий и устриц, хотя отмечена и морская улитка пателла. Это говорит о наступлении нового этапа в истории собирательства. Найдены также остатки крабов, фрагментированные кости млекопитающих, птиц и рыб.
Среди кремневых орудий, изготовленных из отщепов или пластин, - скребки, ножи, проколки и наконечники стрел с двусторонней сплошной (плоской) ретушью. Керамика - хорошо сглаженные сосуды с четко выраженной, часто цилиндрической шейкой и отогнутым наружу краем, по-видимому, с круглым или уплощенным дном. Орнамент, врезной и гребенчатый, в основном елочный, обычно в виде повторяющихся горизонтальных и вертикальных зигзагов; он характерен для верхней части сосудов, которые подчас лишены декора. Южнобережные поселения, рассматриваемые как энеолитические (получена радиоуглеродная дата для Гурзуфской стоянки - 2545 - 2725 гг. до н. э.), имеют близкие параллели на удаленных от моря стоянках Горного Крыма (Дружное, верхний слой Фатьма-Кобы, слой Vб Таш-Аира I), где были найдены, в частности, сплошь ретушированные наконечники стрел с выемкой у основания. Металл пока не обнаружен. Можно предполагать существование преемственной связи у описанных стоянок с горнокрымскими неолитическими памятниками.
Общая характеристика бронзового века. Вслед за вещами из "чистой" меди (в которой всегда отмечаются естественные примеси) входят в употребление предметы из мышьяковистой бронзы (в середине I тысячелетия до н. э.), а уже затем получают распространение сплавы меди и олова. Вытеснение меди бронзой обусловлено тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температуре, чем медь. Оловянистая бронза превосходит мышьяковистую по твердости и способна закаляться при медленном охлаждении. Получали олово из руды (касситерита), нагревая ее в смеси с углем. Обработка меди и бронзы прошла эволюцию от холодной ковки металла до литья в двустворчатых каменных формах.
На поселениях бронзового века почти повсеместно доминируют кости домашних животных: в связи с кризисом охотничьей экономики в хозяйстве перешла к скотоводству. Другой ведущей отраслью экономики явилось земледелие, которое стало пашенным. Победа скотоводства над охотой открыла путь к развитию ткачества, поскольку теперь в распоряжении людей оказались овечья шерсть и козий пух. Человек также выявил дикорастущие растения с волокнами, которые пригодны для прядения. Развитие скотоводства, земледелия, и металлургии означало рост роли мужского труда. Социально-экономической ячейкой стал род, а затем большая патриархальная семья.
Связанное со скотоводством освоение колесного транспорта (в повозку запрягали быка, а с середины II тысячелетия до нашей эры и лошадь) явилось предпосылкой появления курганов в Степном и Предгорном Крыму. Это кладбища, над которыми возведены насыпи. В связи со сложившимся культом предков и верой в загробную жизнь сооружение курганов считалось обязательным. В могилу клали сосуды с пищей, орудия труда, оружие, украшения - все, что представлениям людей того времени, было необходимо умершему. Однако там, где уже побывали носители курганной культуры, новые пришельцы в широких масштабах использовали готовые насыпи, совершая в них впускные захоронения.
Примерно 8% от 474 погребений, исследованных в курганах Крымского Присивашья (1962-1964 и 1977-1978 гг.), составляют совместные захоронения, в частности, мужчины с женщиной. Некоторые исследователи предполагают, что в таких случаях перед нами - умерший высокого общественного статуса и человек, подвергшийся убийству для того, что бы он в - такую возможность верили древние люди - сопровождал важного покойника в мире теней. Однако, скорее всего, парные и коллективные ингумации - это просто погребения людей, расставшихся с жизнью одновременно. Причинами их гибели могли быть эпидемии или раны, полученные при вооруженных столкновениях. Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке Крыма в значительной мере определялась смертностью детей в возрасте до 15 лет, а они составляли четвертую часть всех погребенных. По сравнению с данными по другим могильникам раннего металла (Правобережная Украина, Среднее и Верхнее Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия), детская смертность в Крыму бронзового века была относительно низкой. По-видимому, экологические условия здесь были более благоприятны, чем в других районах. К причинам высокой смертности в первобытном обществе следует отнести повышенную ранимость и слабую иммунологическую защищенность детского организма в условиях, когда отсутствует гигиена, а медицинские средства малоэффективны.
Бронзовый век Крыма представлен целым рядом курганных культур: ямной кеми-обинской, катакомбной, многоваликовой, срубной, сабатинонской и белозерской. Поселения этих культур на полуострове, за исключением многоваликовой, сабатиновской и белозерской, пока, практически, не изучены.
Перечисленные общности, кроме кеми-обинской, сабатиновской и белозерской, носят в Крыму пришлый характер.
Ямная культура. Ее памятники встречаются на огромных степных пространствах от р. Эмбы на востоке до Днестра на западе. Абсолютное большинство степных курганов Крыма насыпано в ямное время, и лишь на стыке с Предгорьем имеется немало кемиобинских. Под курганами, высотой до 3 м и более м встречаются охватывающие их кольцевые ровики и такие же ряды камней (кромлехи), связанные с культом солнца. (Погребальный обряд, инвентаря , захоронений являются важной частью археологической культуры). Умерших хоронили в прямоугольных, нередко довольно крупных (до 2,2 х 2,0 м) ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Некоторые могилы были с уступами (заплечиками) по всему периметру и снабжались и двойным перекрытием. В кургане возле Красноперекопска на перекрытии могилы лежали 12 черепов быка, свидетельствующие о его очитании.
Покойники, обильно посыпаные охрой, лежали на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку. В могилах встречаются кости мелкого рогатого скота, отмечен отпечаток ткани, Сосуды - яйцевидные или с небольшим плоским дном, с цилиндрической у шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части - орнамент - веревочный и врезной, на поверхности встречается полосчатое сглаживание. Найдены роговые молоточковидные булавки проколки, амулеты и в виде просверленных звериных зубов и костяные кольца, кремневые наконечники у стрел с глубокой выемкой у основания, каменные пестики и терочники, листовидные ножи и четырехгранные шилья из меди и мышьяковистой бронзы. В кургане у с. Болотного на заплечиках ямной могилы, перекрытой с досками (погребение), оказались три деревянных колеса диаметром 70-74 см в виде диска с выступающей втулкой от четырехколесной повозки.
Все такие захоронения близки к ямной культуре Приазовья и Степного Поднепровья. Позднеямные погребения в Крыму совершены в небольших могилах, ориентировка неустойчивая, охры мало, инвентарь беден, а на завершающем этапе умерших хоронили уже в скорченном положении на боку. Ямные памятники датируются второй половиной III - началом II тысячелетия до н. э. Они приписываются пастушеским индоевропейским племенам сыгравшим большую роль в истории Юго-Восточной Европы.
Кеми - обинские памятники. Эта культура, выделенная А. А. Щепинским распространена главным образом вдоль границы между Степным и Горным Крымом, но известна и в Нижнем Поднепровье. Высота курганов 1-3 м, а иногда и 5-6 м (например, курган Кеми-Оба между г. Белогорском и богатым, который возник после досыпки на месте двух примыкавших друг к другу земляных сооружений). Многие курганы имеют кромлехи, а иногда и каменные сооружения в насыпи, в верхней части которой встречаются каменные стелы. Некоторые кеми-обинские курганы представляют собой святилища, перекрытые насыпью, в том числе с примитивными стелами, установленными внутри ограды. Характерны погребения в каменных ящиках из четырех плит, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу, с перекрытием. В одном случае (с. Вилино) ящик имел окно, характерное для западнокавказских погребальных домиков - дольменов. Щели у ящиков иногда замазаны глиной. Известны гробница, вырубленная в каменном блоке (Евпатория), и деревянные ящики из плах. В кургане на месте строившегося Симферопольского водохранилища была открыта каменная коллективная усыпальница.
Грунтовые кеми-обинские могилы, прямоугольной или бочонковидной формы, перекрывались плахами которые сверху были обмазаны толстым слоем глины. Покойника клали на спине с подогнутыми ногами или скорченного на боку головой чаще всего на восток или северо-восток, и слегка посыпали охрой. В их кургане Курбан-Байрам в Присивашье он был положен на салазки. Могильный инвентарь включает кремневые пластины, орудия с плоской ретушью (наконечники стрел с усеченным или выемчатым основанием, вкладыши серпов) скребки, каменные шлифованные боевые топоры, костяные проколки и пронзили, металлические листовидные ножи, четырехгранные шилья, тесла, проушный топор и прочее. Известно погребение литейщика. Кеми-обинцы создали свой очаг металлоооработки, применяя медь и мышьяковистую бронзу. Население занималось скотоводством, земледелием, охотой. Керамика - горшки, с цилиндрической или раструбообразной шейкой, преимущественно неорнаментированные, а иногда с декором в виде вдавлений, насечек, врезных узоров и валиков, распространено лощение.
Искусство характеризуется росписями (обычно елочный орнамент, нанесенный черной, красной или желтой краской) либо гравировками на стенах каменных ящиков; антропоморфными стелами; массивной плитой с лунками, для возлияний из Бахчи-Эли (Красная Горка в Симферополе), на которой изображена сцена единоборства в окружении боевых топоров, и, вероятно, наскальной росписью в навесе Таш-Аир I, где нашло отражение какое-то событие военного характера.
Каменные антропоморфные стелы - это удлиненные плиты с выступом вверху, изображающим верхнюю часть головы. Одни стелы (Мамай близ Евпатории Чокурча, Астанино) лишены деталей, в других случаях (Тиритака на Керченском полуострове) показаны глаза, рот и руки, а некоторые плиты (Верхоречье и Эфиросовхоз в районе Бахчисарая) еще более совершенны: изображен портупейный пояс, а ниже него мужчина и женщина, причем на стеле из Верхоречья за поясом заткнуты топор, лук и колчан, а ниже мы видим две пары животных.
Стратиграфические наблюдения свидетельствуют о синхронности ямных и кеми-обинских погребений на определенном этапе: отмечены ямные могилы в кеми-обинских курганах и наоборот. Вместе с тем кеми-обинские материалы находят параллели в позднеямном (верхнем) слое Михайловки на Нижнем Днепре. Эти данные и датирующие предметы позволяют отнести кеми-обинскую культуру к концу III - первой половине II тысячелетия до н. э. Происхождение кеми-обинских памятников может быть связано с местным энеолитом (на его керамике - елочный орнамент), ямной культурой (прослежен контакт ямников с кеми-обинцами), с долменными погребениями западного Кавказа.
Катакомбная культура. Памятники этой общности, встреченные в степной и лесостепной зонах от Волги до Нижнего Дуная, выделяются прежде всего, тем, что умершего помещали в специальную камеру, которая ответвляется от входной курганной ямы. Близ Старого Крыма катакомбы достигали высоты более двух метров. Интересна катакомба с перезахоронением у с. Целинного. Трепанированный череп был заполнен смесью охры с глиной, а длинные кости предварительно обмотанные стеблями растений, подверглись обмазке этим составом. В одном случае (Северное Присивашье) в могиле обнаружены как целые, так и расчлененные костяки, причем глазницы одного черепа были замазаны глиной и закрашены охрой.
Использование глины отмечено и в одном из самых необычных катакомбных захоронений, которое открыто у села Болотного, в ямном кургане диаметром 60 метров и высотой 2,2 метра. Входную яму соединял с катакомбой ход, устье которого было герметично замазано глиной, обнаруженной также на потолке камеры и хода. Погребение оказалось парным (мужчина и женщина?), умершие лежали в скорченном положении на боку; у груди мужчины обнаружены бронзовая орнаментированная пластина и просверленный клык собаки. Остальной инвентарь - это высокий сосуд со шнуровым орнаментом вверху; каменные "утюжок" и растиральники, кусок охры, кремневые отщепы, бронзовый листовидный нож и четырехгранное шило, четыре дубовых колеса и две другие детали от повозки грузоподъемностью около 1,5 т, а также полотняный мешок из растительного сырья с колосьями пшеницы, каждое колесо, диаметром около 50 см, было изготовлено из трех деталей, соединенных четырьмя деревянными штифтами. Погребение принадлежит человеку высокого социального положения и характеризует хозяйство катакомбных племен (земледелие, ткачество, деревообрабатывающее производство), общественный строй (социальное расслоение), идеологические представления.
В раннюю группу крымских катакомбных погребений входят скорченные захоронения на спине и на боку (с руками, сложенными на животе), в которых имеются бедно украшенные сравнительно высокие сосуды приазовского облика с хорошо выраженными плечиками, нередко с уплощенным или круглым дном, иногда с веревочным орнаментом. Вторая группа, включающая вытянутые захоронения, наиболее многочисленна и чрезвычайно богата инвентарем. Здесь представлены низкие горшки, кругло- и плоскодонные чаши, близкие к найденным на р. Ингул, с выступами в верхней части и врезным орнаментом, а также приземистые плоскодонные сосуды северокавказского облика, что свидетельствует о тесных связях Крыма с Поингульем и Прикубаньем. Третья, поздняя группа катакомбных памятников - это скорченные на боку погребения с руками перед лицом, т. е. с особенностью, характерной для культур многоваликовой керамики и срубной.
В катакомбах найдены сплошь ретушированные кремневые наконечники копий лавролистной формы и наконечники стрел с глубокой выемкой в основании, ромбовидные каменные сверленые боевые топоры, грушевидные и шаровидные булавы, песчаниковые абразивы с желобом, употреблявшиеся в паре, роговые молоточковидные булавки, костяные проколки и пряжки, подвески в виде просверленных звериных клыков, бронзовые листовидные ножи, четырехгранные шилья, бляхи и пронизки, деревянный сосуд с бронзовой оковкой и другие предметы.
Вероятно, по своему назначению каменные булавы были близки к катакомбным боевым топорам, которые сильно расширены в средней части и отличаются незначительной длиной - всего 7-9 см. Те и другие могут быть сопоставлены с томагавками североамериканских индейцев - боевым и парадным оружием, ударным и метательным.
Элементы ямной культуры (керамика ямного облика, молоточковидные булавки) позволяют отнести первую группу катакомбных погребений к концу III тысячелетия до н. э., в то время как третья, близкая к культуре многоваликовой керамики, приходится на вторую четверть II тысячелетия. По - видимому катакомбники частично ассимилировали носителей ямской культуры в Крыму, а позднее смешались с создателем многоваликовой культуры.
Памятники многоваликовой керамики и срубные. В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики. Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный). Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.
Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т. е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.
Основными отраслями хозяйства были, судя по остаткам фауны из Каменки, скотоводство и рыбная ловля, сочетавшиеся с земледелием и охотой. Большая часть костей принадлежит быку. Представлены конь, мелкий рогатый скот, свинья, верблюд и осетровые рыбы. Кости же диких зверей (заяц, косуля) и птиц единичны. Дисковидный костяной псалий с шипами из Каменки находит аналогию в IV шахтовой гробнице Микен (Греция) и может быть отнесен к XVI-XV вв. до н. э. Эта вещь свидетельствует не только о связях Крыма с Балканским полуостровом, но и об использовании лошади как упряжного животного.
Восточнокрымские поселения многоваликовой керамики датируются второй половиной XVII-XV в. до н. э., как и остальные памятники рассматриваются культуры, которая распространена в Подонье и на Украине. Происхождение ее носителей еще нуждается в исследованиях, но, как явствует из вышеизложенного, они были родственны ираноязычным племенам срубной культуры, контактировали с катакомбным населением Крыма и вошли как основной компонент в состав того этноса, которым создана сабатиновская культура Нижнего Поднепровья и более западных районов. Срубная культура распространена в Нижнем и Среднем Поволжье, на Дону в Северном Донце. Погребения срубного облика в Крыму немногочисленны и представлены только в его северной части. Умершие похоронены в ямах с баночными и острореберными сосудами, которые лишены узоров или декорированы в верхней части резньх, гребенчатым и ямчатым орнаментом (ряды штрихов, горизонтальные линии, зигзаги, заштрихованные треугольники и прочее.).
Интересен курган у с. Филатовки в Северном Присивашье, где единственное погребение, помимо костяка в характерной позе, содержало позвоночник овцы (напутственная пища), костяную проколку, острореберный сосуд, богато украшенный гребенчатым штампом в верхней части, и, что особенно важно бронзовый нож - кинжал раннесрубного типа (с намечающимся перекрестием). Поскольку для комплексов многоваликовой керамики характерны ножи-кинжалы совсем другого облика, погребение может быть с уверенностью отнесено к раннему периоду срубной культуры, который на Украине датируется концом XVI-XIV вв. до н. э. Оно документирует проникновение в Присивашье срубного населения, знакомого уже с оловянистой бронзой. По археологическим и антропологическим данным, срубные племена родственны ямным, но резко отличаются от катакомбных.
Сабатиновская и белозерская культуры. Вторая из этих близких друг другу общностей возникает па базе первой при участии срубного компонента. Их памятники распространены в Северном Приазовье, Нижнем Поднепровье, Побужье и Поднестровье, известны в Северо-Западном Крыму (Бурун-Эли), ( районе Симферополя (Петровская Балка, Луговое, Фонтаны, Дружное, Чуюнча, Тау- Кипчак и пр.) и в Восточном Крыму (например, поселения Планерское Сазоновка и Слюсарево). Лучше всего эти культуры представлены Кировским поселением на Керченском полуострове, где обнаружены два каменных прямоугольных жилища (размерами 7х6 и 8х5 м) и небольшая землянка. На других поселениях открыты остатки жилищ с углубленным основанием, следами столбов, очагами и хозяйственными ямами. Инвентарь поселений составляет каменные боевые топоры, ступки и литейная форма втульчатого рубящего орудия - кельта; кремневые вкладыши серпов со сплошной ретушью и вогнутым краем (подпрямоугольные и подтреугольные); костяные трех- и четырехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел, стержневидные псалии (двух- и трехгранные), рукоятки, пряслища, пронизки и подвески; зубчатые орудия из конских и коровьих лопаток для выделки шкур, проколки, гребни для обработки сухожилий; костяные и роговые муфты; бронзовые (сплав меди с оловом) ножи, шилья, иглы и серп, а также другие предметы. Из глины изготовлены пряслища, модели колес, фигурки, предметы неизвестного назначения и сосуды. Это главным образом одним горизонтальным валиком, обычно расчлененным насечкой или пальцевыми вдавлениями. В комплексе сабатиновской культуры венчик отогнут слабо и валик расположен на нем, в белозерском - резко выражена шейка и валик украшает плечики. На втором месте по численности - корчаги и тонкостенная лощенная столовая посуда с врезным упором: кубки и чарки (черпаки), на третьем - миски и сковородки.
Наряду с земледелием, огромную роль в экономике сабатиновцев и белозерцев играло животноводство: подавляющее большинство костных остатков принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту, лошади, свинье, верблюду, собаке. Из диких животных отмечены благородный олень, заяц, лисица, корсак, барсук, хорь и различные птицы.
Поселение Кирово, существовавшее как в сабатиновское, так и в белозерское время, датируется XIV-X вв. до н. э. Под фундаментом одного из его жилищ оказалось ритуальное захоронение, типичное для рассматриваемых культур. Известны в Крыму и подкурганные их погребения.